«Это просто калькулятор» — успехи и неудачи при разработке Тяжеловато и Койна
В конце февраля 2016 мы с Сашей Беспоясовым выпустили Тяжеловато и анонсировали Койн, наши приложения для учёта расходов. Про Тяжеловато тогда много где писали: на ТЖ, ЦП, Ленте, Газете.ру. Мы хорошо начали, а потом резко замедлились.
Это будет длинная заметка с публичным разбором полётов, моей тупостью, скриншотами и историями. Если не убьёте себя фейспалмом, должно быть полезно. В конце — выводы и то, как мы работаем над приложением теперь.
Если не знаете про Тяжеловато, то вот:
- версия для айфона (обновится на днях),
- версия для андроида.
Поехали!
Хороший старт
В феврале мы мощно выстрелили, а знакомые ребята спрашивали, как так вышло. С одной стороны нам повезло, с другой — мы сделали всё, чтобы это случилось. Как по учебнику:
- С самого начала проекта писали о разработке в блоге и запускали промостранички.
- Заточили приложение под один сценарий, чтобы сфокусироваться на главном.
- Выбрали правильную технологию: собрали всё быстро и качественно.
- Придумали бойкое название. Одна из главных причин форса.
- Сделали так, чтобы самих пёрло. Интерфейс, фоточки, промо. В общем, не стыдно было.
Но даже всё это ни к чему бы не привело: в твитере после релиза было тихо. Тогда я пересилил себя и написал Никите Лихачёву. Решение было правильным, но страшным.
Страшно было писать. Думал, что выгляжу мудаком: «привет, мы тут приложение сделали, расскажи о нас?». Нам повезло, и Никите тогда наша история понравилась, и он опубликовал интервью на ТЖ. И понеслось: публикации, письма, репосты.
Казалось бы, всё хорошо. Но на старте я сделал две ошибки, которые нам всё здорово подпортили:
- Первая ошибка — мы выбрали плохой способ распространения: установка через сафари. Я не догадался, что приложение можно было выпустить в апстор по-нормальному. Просто в браузерной оболочке, за два — три дня.
Из-за этого очень много людей тупо не смогли приложение установить. Из десяти тысяч посетителей с нами осталось всего 300. Более того, все отзывы я получил на почту, а мог бы в апстор.
- Вторая ошибка — я опубликовал концепт Койна.
Вторая версия и сбор команды
Первое время после релиза всё было хорошо. Мы сохранили прежний темп разработки: быстро ввели историю расходов, дотюнили какие-то баги. Потом, к сожалению, мне снесло башню.
Мы взяли паузу на пару недель, я получил тонну обратной связи и начал её обдумывать. Стало ясно, что приложение само по себе помогает только отчасти. Я начал думать над системой, которая поможет человеку научиться экономить.
«Система» звучит очень тупо и пафосно, поэтому дальше я буду называть её СИСТЕМА. Если коротко, СИСТЕМА — это такой способ потихоньку, с помощью целей, научить человека экономить. СИСТЕМА бы копила историю трат и формировала статистику, подсказывала бы, чё с этим делать, советовала бы цели. В СИСТЕМЕ было место и для экспертов (я даже Рами Зайцману написал), и для соцактивностей, и всего такого.
Стало ясно, что мы с Сашей не потянем разработку всего, что придумал. Поэтому я вооружился своим описанием системы и пошёл собирать команду. К нам подключились:
- Никита Золотов, дизайнер в Яндексе. Койн.
- Тимофей Пышнов, айос-программист в Рокетбанке. Койн.
- Фёдор Кузнецов, начинающий бекендер. Койн.
- Егор Иванов, айос-программист. Доработка нативной версии Тяжеловато
- Кирилл Мосин, «Не слабо». Промостраница.
- Саша Беспоясов, соавтор «Тяжеловато». Запуск приложения в Гугль-плее, промостраница.
Ребята пришли классные, но раньше мы вместе не работали. Чтобы не рисковать, договорились провести тестовую итерацию в закрытом режиме.
Тестовая итерация
Мы решили сделать по маленькому шагу сразу во всех направлениях. Срок — четыре недели. Никита и Тимофей взяли на себя работу над версией Койна с кодовым названием «Болтушка». Кирилл и Саша — релиз в Гугль-плее и промостраницу.
- Болтушка-Койн. Первая версия Койна, в которой мы закладывали систему сообщений, которые подтягиваются с сервера. Чтобы было веселее, мы решили превратить Койна в полноценного персонажа, который рассказал бы о наших будущих планах. Через Койна мы бы присылали новости о разработке, статьи в блоге и веселили читателей.
За две недели мы собрали дизайн приложения, придумали сценарий сообщений и характер персонажа, запрограммировали обёртку приложения.
- Гугль-плей. Тут всё просто. Мы решили исправить ошибки, которые допустили в самом начале. Саша разработал оболочку для Гугль-плея, чтобы приложение было проще установить.
- Промостраница. Чтобы потом не тормозить с дизайном, важно было попробовать что-нибудь нарисовать с Кириллом. Поэтому решили начать с чего-то простого — с промостраницы. Не самая полезная вещь, но это хороший способ попрактиковаться и всех порадовать.
В итоге Кирилла всё-таки не хватило опыта. Я взял дизайн страницы на себя и собрал два из трёх этажей, Кирилл помогал по ходу дела. Собрали бы три, но не фортануло.
В итоге мы провалили итерацию:
- Федя не успел врубиться в бекенд (он ещё только учился).
- Егор из-за авралов на работе не успел допилить нативную версию Тяжеловато.
- По ходу разработки мы потеряли веру в Койна. Стало ясно, что двигаемся куда-то не туда. Отставание бекенда и Тяжеловато только усугубило ситуацию.
- Стало ясно, что в срок мы сможем запустить только половину. А вторую половину вообще неизвестно когда. Из-за этого я тормознул разработку промостраницы.
Ещё раз повторюсь: ребята собрались классные, и к ним претензий быть не может. У всех была работа, и мы пилили проект в свободное время. Наоборот мне стыдно, что они потратили время из-за моих ошибок в планировании.
Эмоции Койна
Разочарование в Койне
Лирическое отступление. Я нарисовал Койн ещё параллельно с Тяжеловато. Просто думал, как можно усовершенствовать нашу версию. Главная идея была в том, чтобы превратить историю трат в чат. Мне она и до сих пор нравится, но есть одна проблема — сейчас это не нужно.
Я мечтал сделать что-то вроде ИИ, который будет помогать тебе тратить меньше. Думал, что в приложение даже могут подключаться эксперты, чтобы тебе помогать. Всё равно ж чатик. Но всё это были просто мечты, которые основывались на одном: «круто же». А оказалось в итоге, что нужно делать совсем другое.
Чем дольше мы разрабатывали первую версию, тем меньше верили в то, что сейчас для Койна самое время. Даже если бы мы запустили Болтушку, скорее всего, следующего шага бы не случилось. Разрабатывать такое приложение долго и дорого. Ещё и неизвестно, поможет ли оно кому-нибудь.
Честно — я сам влюбился в этот концепт. Мне нравится персонаж, нравится идея человечного и дружелюбного помощника. Но в итоге, с болью в душе, мы приостановили работу и от него отказались.
Тогда мне было страшно об этом писать. Но чем дольше тянешь, тем тупее получается ситуация. Всё-таки я хочу, чтобы на свет родился не просто концепт, а работоспособное приложение. Мы будем пробовать внедрять те идеи, что были в Койне, но постепенно. Возможно, мы когда-нибудь его и выпустим, но я не знаю, когда. Если вы ждали Койн, простите.
В итоге, если сложить все предыдущие этапы, спустя три месяца мы так и не сделали ни одного крупного обновления. Разумеется, это подкосило боевой дух. Наступила смута.
Смута
Потеряв веру в проект, все разбежались заниматься своими делами. Периодически я читал новые отзывы в почте. С одной стороны такие отзывы радовали, с другой давили на самое больное. Я не знал, куда идти дальше и что делать.
Пару раз мы встречались с Сашей и обсуждали, что можно сделать. Ввели фичу с распределением остатка или продолжением трат на следующий день. Думали запустить блог или написать заметку про положение дел, но расстраивать никого не хотелось, в итоге просто молчали.
Я решил сосредоточиться на своей команде, а потом уже вернуться к разработке с новыми силами. Думал о том, в какую сторону делать следующий шаг. Работа над проектом почти полностью остановилась.
Прошло ещё два месяца. Разумеется, люди начали думать, что мы совсем забили на приложение. Стали спрашивать в твитере, мол, «вы всё?». Самое дебильное было отвечать «нет, не всё», когда работа стоит.
Внезапно Никита Колмогоров
Сорри, писатель я никудышный, поэтому чтобы продолжить рассказ, придётся на пару абзацев вернуть вас назад во времени в февраль. Представьте себе, что это такой флешбек.
После того как в феврале мы запустили Тяжеловато, ко мне пришёл Никита Колмогоров и предложил свою помощь в сборке нативной версии для айфона. Причём в формате 48-часового хакатона, чтобы было веселее.
По хорошему мне в тот момент надо было сразу задать себе вопрос: «А как же мы будем поддерживать приложение после хакатона?». Но я этот вопрос тогда себе, к сожалению, не задал и согласился.
За 48 часов мы успели собрать первую версию, но на скоростях Никита где-то дизайн поломал, где-то с логикой перемудрил. Запустить приложение не получилось. Не получилось и быстро его доработать на нашей тестовой итерации — нативная версия зависла.
Всё лето потом меня мучила, что у нас есть уже почти готовое приложение, но мы не можем его выпустить. Опыта разработки натива у меня не было совсем, поэтому докрутить приложение в нормальном темпе не получалось. Я всё думал написать Никите, но меня на тот момент тормозило отсутствие плана.
Никита написал сам. Проект снова ожил.
Осень
Мы обсудили положение дел, Никита меня пожурил, а потом мы договорились доработать нативную версию Тяжеловато. За месяц мы потихоньку пересобрали весь интерфейс заново и почистил от багов. Отправили приложение в Апстор.
Тут надо оговориться. Я жуткий зануда, поэтому публиковать приложение до последнего отказывался. Меня и сейчас текущая версия во многом бесит. Бесит про баги читать, бесит, что дизайн не тот. Я тянул, но в какой-то момент на почту стали сыпаться сообщения Эпла об отправке приложения на ревью. Никита устроил диверсию и опубликовал приложение сам.
Шаг со стороны Никиты был рискованный, но если подумать, ничего страшного не случилось. Во-первых, Никиту можно понять: он потратил на приложение уже кучу времени, а какой-то зануда блокирует запуск. Во-вторых, все баги, о которых я написал, он поправил в течение пары дней. А на поехавший шрифт в апсторе никто не жаловался.
Публиковать версию для всех я стеснялся до последнего. Последней каплей стала статья Юлии Медведевой на Тинькофф Журнале о том, как экономить деньги с помощью Тяжеловато. Такой шанс уже терять было нельзя. За день до запуска статьи на сайте fuckgrechka.ru появилось две кнопки: «Приложение в Гугль-плее» и «Бета-версия в Апсторе».
И да. Помните я говорил про то, что не было ясно, как поддерживать приложение? Тут-то это роль и сыграло. В приложении до сих пор остаются баги, которые мы не пофиксили. И шрифт поехавший бесит, блин.
Выводы и планы
Я сделал несколько простых выводов:
- Не стоит позволять себе влюбляться в решение просто так. Макеты, картинки, идеи — это всего лишь способ достичь цели. Ты можешь любить решение сколько угодно, но если оно нежизнеспособно, горечь от потери будет в разы выше.
- Не стоит распыляться. Чем проще решение, тем лучше. Решение должно основываться на предыдущей обратной связи. (Ха-ха, если б это было так просто, конечно)
- Не стоит раздувать команду. Ключевые вещи в приложении должны решаться командой максимум из трёх — четырёх человек. Если кто-то ещё хочет помочь — круто. Но только в направлениях, которые никого не заблокируют.
- Не стоит молчать. Если чё-то пилишь в закрытом режиме, все думают, что ты ничего не делаешь.
- Не стоит обещать слишком многое. В итоге только всех расстроишь.
- Стоит думать о поддержке наперёд.
Теперь в нашей команде всего 4 человека. Я, Саша Беспоясов, Арсений Лобастов и Саша Кунделев. Саша Б. отвечает ядро приложения и версию для Андроида, Сеня на подхвате по фронтенду, Саша К. помогает нам с оболочкой для айос версии.
Мы уже убрали всё лишнее. Теперь Тяжеловато существует только в вебе. На айфоне или андроиде запускается через обёртку из Апстора или Гугль-плея. Это поможет нам ускорить работу.
Последние два месяца я собирал обратную связь: опрашивал всех, кто успешно пользуется приложением больше трёх месяцев. У всех этих людей есть одна общая черта — кроме Тяжеловато они используют что-то ещё, что помогает им определить оптимальную сумму и срок.
Например, Тинькофф-таблицу.
Этим мы и попробуем заняться. Первый шаг — подключить таблицу к моей тестовой версии и просто попробовать вести расходы дальше, одновременно в двух сервисах. Ну и валюты новые, конечно же, тоже добавим. Простите, что так долго. И баги всякие поправим, да :-)
Статистика
Приведу небольшую сводку для тех, кто любит цифры:
- За два дня после запуска сайт приложения посмотрело 12377 человек.
- Больше всего переходов было с ТЖ (2500), Тинькофф Журнала (1195), Секрета Фирмы (1106), vc.ru (806) и соцсетей. С Ленты.ру — 647, Газета.ру — 160.
- Спустя две недели приложение регулярно открывало 350 человек в день. 0,02 процента от всех посетителей. Поплатились своей дурацкой установкой :-)
- Сегодня приложением ежедневно пользуется примерно 200 человек в день.
- В Гугль-плее приложение установило 1302 человека. Удалило 741. Всего 53 отзыва. Средняя оценка 3.8
- В Апсторе приложение установило 3250 человек. Всего 20 отзывов. Средняя оценка 4,5
- Количество Дим Маликовых, запостивших новость про приложение — 1.
П. С. Опоздал на две недели с рассказом, зато удалённо организовал лекцию Эркена в Чилауте. Сорян.
П. П. С. На десерт промостраничка, которую так и не успели зарелизить:
Если вдруг вы дожили до этого места, напишите в комментах? :-)
Ну и пост сам себя не зашарит!
Респект, Вадим.
Эмоции Койна крутые.
Не хуже фейсбуковых.
Спасибо, круто!
Искала-искала вашу приложеню, нашла.
Ты большой молодец! Так держать и продолжать! Я думаю ты и так это все знаешь:)
Я пользуюсь coinkeeper уже очень много, у меня премиум версия и мне он нравится! — ну это так, по теме сабжа.
Вадим, крутой пост. Всегда интересно взглянуть на процесс изнутри.
А эмоджи Койна огонь!
Спасибо за подробный рассказ, честность и кусочки опыта.
Вдохновляет
Пошел тестить
Ура! Да будут евры в Тяжеловато! Держитесь, ребят. Мы тут верим в вас.
Держитесь там
«Требуемая версия Android
4.1 или более поздняя»
У меня nexus 5 с 6 андреем, пишет что ваше устройство не поддерживается
А почему не заюзали Electron или PhoneGap? Веб-версию превратить в приложуху можно довольно легко. Уперлись в какие-то ограничения?
А мы так сделать и собираемся, только чуть проще, наверное :-)
Вадим, всё круто! Продолжайте развивать, очень жду Койн. Хотел написать, не забросили ли проект, а то ни обновлений Тяжеловато, ни Койна. Терпения, сил и плана в голове! ;)
Хочу сказать вам, что вы сделали то, что никто и никогда никаким приложением еще пока не сделал. Вам удалось сделать что-то масштабнее чем унылое планирование бюджета — вы учите людей осознанности. Приложение про осознанность, я уверена, должно быть вот таким как у вас: примитивным, человечным (как будто это хороший друг а не судебный пристав или бухгалтер), лаконичным, юморным (Любо! — моя персональная традиция смотреть в полночь в тяжеловато, чтобы меня похвалили за разумность трат).
Я не понимаю, куда его еще работать, ибо оно блестяще и тем и манит, что своей простотой. Ты потому и не забываешь вносить расходы, потому что простота и веселье сплошь. Ведь все Коинкиперы это сортировка трат и увеличение негатива, это неприятно, это кортизол. А тяжеловато приятно, это допамин. Это исследование себя, своей воли, своего эго, своих границ, а не что-то там про траты и накопление или планирование.
Разве что побольше вариантов похвалы, типа Дельно! Годно! Отличненько! Так не бывает! Детка, мы богаты! Обогатились несметно! Вжух, богатство! Мой король! Урашки! Ничесе! Бывает же! Вот это да! Атас! Ну и ничего же себе! Ну вы даете! Дивно!
Единственное, что я прям очень сильно хочу и поскорее, так это версия на англ языке для моих друзей. Ребята, планета давно ждет.
Приложение блестящее, спасибо вам большое, ребята. Вы пока не поняли, что сделали. Вы очень серьезно меняете мир.
В эту сторону и будем двигаться. Спасибо вам!
Для меня разработка «Тяжеловато» — это рефлексия в первую очередь